Отчёт ректора НГИЭУ об итогах работы в 2018 – 2019 учебном году 30 августа 2019 г.

Уважаемые коллеги!

 2018 – 2019 учебный год стал для университета временем значительных системных изменений, укрепления позиций на региональном рынке образовательных услуг.

Из наиболее значимых достижений университета в минувшем учебном году можно отметить следующие:

  • при активном участии университета был подготовлен и проведён один из самых масштабных молодежных форумов Поволжья — фестиваль «Высота», ведётся подготовка ко второму фестивалю, который пройдёт в Нижнем Новгороде 31 августа;
  • в Институте пищевых технологий и дизайна создан высокотехнологичный ресурсный центр – инновационная площадка по подготовке кадров индустрии питания, получивший статус единственного в области пункта проведения демо-экзамена по соответствующим специальностям;
  • введено в эксплуатацию реконструированное здание Инженерного института. Площадь вновь введённых учебных помещений – 500 квадратных метров;
  • университет впервые получил по итогам конкурса федеральные контрольные цифры приёма: в 2020 – 2021 учебном году за счёт средств федерального бюджета будут обучаться 17 бакалавров и 25 магистрантов;
  • по итогам конкурсов в рамках Национального проекта «Образование» выиграны гранты на создание Центра детского цифрового образования IT-CUBE и Центра переподготовки преподавателей учреждений СПО «Учитель будущего». Ведётся активная работа по созданию этих центров, в рамках которой отремонтированы более 20 учебных помещений и помещения общего пользования, приобретено современное оборудование;
  • по итогам всероссийского конкурса молодежных проектов Федерального агентства по делам молодежи создан центр компетенций молодежи малых городов и сельских территорий «Точка роста».
  • Заключено соглашение с Университетом национальной технологической инициативы «20.35».  В его рамках проводятся мероприятия, обеспечивающие профессиональное развитие человека в цифровой экономике и ориентированные  на подготовку лидеров компаний, участников Национальной технологической инициативы (НТИ) и специалистов, работающих на новых глобальных рынках.
  • при поддержке Агентства  стратегических инициатив и в партнёрстве с ПАО «Ростелеком» создана федеральная инновационная площадка «Образовательная и консультативная поддержка муниципальных районов Нижегородской области при переходе на цифровую экономику»;
  • создан попечительский совет под руководством Губернатора Нижегородской области Г.С. Никитина, в который вошли представители органов областной законодательной и исполнительной власти, ключевых организаций – работодателей;
  • В 2019 г. впервые на базе Княгининского университета проводился областной совет проректоров по ВР в НГИЭУ, который дал высокую оценку воспитательной работы вуза.

Таким образом, за прошедший год мы с вами многое смогли сделать для того, чтобы наш университет упрочил свои позиции  в системе высшего образования региона: в соответствии со стратегией развития университет участвовал в масштабных инновационных проектах, трансформировались структура и система управления, укреплялась материальная база, совершенствовался учебный процесс, повышался процент «остепенённости» профессорско-преподавательского состава, велась научно-исследовательская деятельность.

В 2019 году в Княгининском университете завершили обучение 500 студентов, 43 из них получили дипломы с отличием, что свидетельствует о высоком качестве образования.  В Институте пищевых технологий и дизайна завершили обучение 345 обучающихся, из них 26 дипломов с отличием. Качество образования студентов университета подтверждается не только государственной аккредитацией, но и результатами независимых оценочных процедур: международной аккредитации, профессионально-общественной аккредитации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и общественной аккредитации.

Мониторинг трудоустройства выпускников подтверждает, что выпускники университета конкурентоспособны, социально и профессионально активны. По данным ежегодных опросов выпускников за десятилетний период и данным ежегодного мониторинга, проводимого Министерством образования и науки РФ от 77 % до 93 % выпускников после завершения обучения, возвращаются к себе на малую родину и работают в Нижегородской области (более 70 % – по полученной специальности).

Выпускников на учебных местах сменили студенты нового приёма. На дневную форму обучения в 2019 году уже принято 508 абитуриентов в головном университете и 502 – в филиале. Государственное задание в части приёма на обучение по программам высшего и среднего профессионального образования в 2019 году выполнено.

Тем не менее, предстоит усилить работу по целевому приёму и целевому обучению в том числе – в рамках реализации Закона Нижегородской области от 26 декабря 2018 г. № 158-З «О мерах по развитию кадрового потенциала сельскохозяйственного производства Нижегородской области». Перед университетом поставлена задача увеличить долю студентов, обучающихся по договорам о целевом обучении с   возмещением затрат на обучение ключевыми организациями – работодателями до 15 % от общего приёма.

    В этой части университет активно работает  с предприятиями и организациями – стратегическими партнёрами. Совместно с рядом из них созданы базовые кафедры, которые способствуют освоению профессиональных компетенций в рамках ФГОС. С целью лучшего освоения профессиональных компетенций студентов и их дальнейшего трудоустройства университетом реализуется модель трудоустройства выпускников, включающая профессиональную и производственную адаптацию с момента прохождения производственных практик. Ведётся системная работа по включению НГИЭУ в отраслевые программы по подготовке высококвалифицированных кадров. Так в прошлом учебном году университет стал участником регионального проекта Хай-брейн (HiBrain) – цифровой платформы дополнительного ИТ образования, объединяющей ВУЗы, нижегородские ИТ компании и органы государственной власти.

В рамках проекта «Бережливый регион» университетом совместно с проектным офисом корпорации «Росатом» ведутся работы по внедрению принципов и технологий, обеспечивающих сокращение бюджетных расходов. Прорабатывается вопрос о создании центра компетенций «бережливых технологий» и цифровой экономики муниципальных образований Нижегородской области.

Повышается качество кадрового обеспечения и образовательного процесса.

За 2018-2019 учебный год защищено 7 диссертаций. Из них на соискание ученой степени доктора технических наук – 1 человек, кандидата технических наук – 3 человека, экономических наук – 2 человека, педагогических наук – 1 человек;  и сегодня учёные степени имеют более 160 преподавателей (из них – более 90 штатных), в том числе степень доктора наук – 32 преподавателя. Успехи работников университета отмечены наградами (15 человек имеют государственные награды, 193 человека – ведомственные награды). Средний возраст научно-педагогических работников составляет 38 лет. 74 преподавателя университета – молодые специалисты, участники программы социально-экономической поддержки молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области. Все сотрудники университета не менее 1 раза в три года повышают квалификацию, проходят стажировки в организациях реального сектора экономики. В целях совершенствования оплаты труда введена система стимулирующих выплат. Средняя заработная плата научно-педагогических работников в 2019 году составляет 63 260 руб. (200 % по отношению к средней заработной плате по региону).

В 2018-2019 учебном году научно-педагогическими работниками кафедр университета было проведено 133 пробных и открытых занятий, из них 15 занятий в рамках 1 этапа  конкурса «Преподаватель года 2019».  В рамках 2 этапа проанализирован опыт работы 8 участников конкурса.

Проводились занятия в Школе начинающего преподавателя и Школе педагогического мастерства, консультации по методическим вопросам, контрольные проверки организации учебно-методической работы и делопроизводства во всех структурных подразделениях университета.

Отмечается возросшее качество проведённых занятий, системное использование преподавателями современных образовательных технологий, получен первый опыт создания открытых онлайн-курсов.

Оптимизируется кафедральная структура, ведётся планомерная работа по созданию горизонтальных управленческих механизмов – управлению образовательными программами.

Фонд образовательных ресурсов университета укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной, методической и справочной литературы. Сформирована электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС), позволяющая студентам, получать доступ к образовательным ресурсам университета из любой точки мира. Электронный контент ЭИОС содержит электронные учебные материалы, методические пособия, видео-лекции, автоматизированные средства оценки знаний, портфолио индивидуальных учебных и научных достижений обучающихся. Активно используются элементы дистанционного обучения, проводятся методологические семинары и занятия в форме вебинаров.  Внедряются элементы SMART-образования.

 Научная работа

Научная деятельность учёных НГИЭУ ориентирована на реальный сектор экономики в том числе – на повышение эффективности  аграрного производства, его техническую и технологическую модернизацию, повышение энергоэффективности производства, решение социальных проблем сельских муниципальных районов.

За 2018-2019 год на финансирование научно-исследовательской деятельности было направлено более 15,5 млн. руб. В рамках базовой части государственного задания выполняется 11 проектов.

В настоящее время ведётся работа по открытию на базе университета диссертационного совета по экономическим специальностям (решение Президиума ВАК ожидается в сентябре). Также ведется работа по открытию диссертационного совета по техническим специальностям.

Стало традицией ежегодное проведение международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций, в том числе на борту комфортабельных теплоходов. В течение года было проведено 2 конференции на борту теплоходов, участие в которых приняло около 650 человек, из них 60 % научно-педагогических работников университета.

Всего за учебный год было проведено 9 научно-практических конференций различного уровня, в которых приняло участие более 800 человек.

За отчетный период получено 8 патентов на изобретение, 3 патента на полезную модель, 1 свидетельство на программу для ЭВМ, 1 свидетельство на базу данных.

Сотрудниками и студентами НГИЭУ за прошлый учебный год было подано более 39 заявок на участие в грантах и конкурсах различных фондов и программ. Победителями и призерами стали 21 человек, из них 3 чел. – призеры I этапа конкурса «Умник», 7 чел. – призеры конкурса «РОСТ», 5 призовых мест 45-й студенческой олимпиады, 3 чел. – призеры 23-й Нижегородской сессии молодых ученых (экономические науки), 3 чел. – призеры 24-й Нижегородской сессии молодых ученых (технические, естественные, математические науки).

Ежегодно увеличивается количество публикаций научно-педагогических работников университета. Количество научных статей в изданиях, рецензируемых ВАК, составило 204 публикации, что на 7% больше предыдущего года. В текущем году была опубликована 21 статья в журналах из ядра РИНЦ, что явилось наивысшим показателем за все время деятельности университета. Поэтому, одной из основных задач становится повышение публикационной активности ученых университета в высокорейтинговых изданиях.

Увеличилось до 37 количество статей изданных в международных базах цитирования SCOPUS и Web of Sceince, еще 14 в настоящее время приняты к публикации.

За прошедший учебный год издательско-полиграфическим центром университета, было выпущено 65 изданий (научные и учебные труды), общим объемом 764 авторских листа.

Проведенная работа по повышению научного содержания журнала «Вестник НГИЭИ» привела к тому, что десятилетний индекс Хирша увеличился до 25.

Совершенствуется материально-техническая база университета

В условиях сложной финансовой ситуации университет не прекращает работу по улучшению  материально-технической базы.

В  2018-2019  учебном  году на всех территориях проводились сезонные и регламентные работы по содержанию территорий, зданий, сооружений и коммуникаций. Последовательно выполнялись предписания надзорных органов, выданных по итогам              проверок  соблюдения противопожарных, санитарных, экологических и других  требований. Получены положительные санитарно-эпидемиологические и противопожарные заключения на объекты университета.

В течение года проводились строительно-монтажные и ремонтные работы во всех подразделениях университета:

  • проведен ремонт кровель учебных корпусов № 2, № 3 и общежития общей площадью 1680 кв.м.;
  • ведётся декоративный ремонт учебных аудиторий и помещений выполняемых в рамках программ ИТ-Куб и Учитель будущего;
  • проведен ремонт ветхой эл. проводки в 1 корпусе.
  • смонтирована система автоматической пожарной сигнализации в модульном учебно-лабораторном корпусе;
  • заасфальтированы дорожки у 2,3 корпуса;
  • модернизирована система контроля доступа в рамках программы «Кампусный проект».

В Институте транспорта, сервиса и туризма:

  • проведен капитальный ремонт кровли учебного корпуса площадью 1100 кв.м.;
  • ведутся работы по косметическому ремонту коридора учебных мастерских;
  • в учебных мастерских проведена замена части ветхой системы пожарной сигнализации;
  • в общежитии ведётся капитальный ремонт инженерных систем;

В «Институте пищевых технологий и дизайна» – филиале университета:

  • проведен косметический ремонт пяти учебных аудиторий, лабораторий и столовой на ул. Спутника 24А;
  • проведен косметический ремонт холла общежития на 3,4 ,5 этажах и комнат общежития на 4 этаже;
  • проведен косметический ремонт в шести аудиториях учебного корпуса по ул. Горная, 13.

Воспитательная и профориентационная работа

Университетом, наряду с образовательной деятельностью, ведётся целенаправленная воспитательная работа. Приоритетными её направлениями остаются духовно – нравственное, культурное, гражданско – правовое, патриотическое, физическое  воспитание, а также пропаганда здорового образа жизни.

За период с сентября 2018 г. по август 2019 г. было проведено более 190 воспитательных мероприятий.

С 2019 г. заключен договор о сотрудничестве НГИЭУ с  ВДЦ «Орленок»  г. Туапсе, согласно которому с мая по сентябрь 2019 г. 47 студентов нашего вуза совмещали работу и отдых  в летний период на море.

 Налажено плодотворное сотрудничество с движением Российских студенческих отрядов. Студенты вуза в течение года проходили обучение для работы в педагогических отрядах и отрядах проводников РЖД. Вожатые педагогических отрядов работали в оздоровительно-образовательных лагерях Нижегородской области: «Гремячий», «Лесная сказка», «Волжский берег».

Обучающиеся вуза принимали участие в федеральных и областных форумах: «Иволга», «Пространство развития», «Студмарафон» в г.Сочи, «Поволжские берега», «Фактор развития».

По итогам муниципального конкурса «Вектор», председателем студенческого самоуправления Дроковым Романом  при активном участии преподавателя кафедры гуманитарных наук Павловой О.А., сотрудника кафедры «Технический сервис»  Малафеева М.И., студентов инженерного института  и финансовой поддержке Княгининской швейной фабрики, ЗАО «Покровская слобода», ЧП «Звягинцев А.И» реализуется социальный проект по установке в Княгининском районе баннера, посвященного Героям Советского Союза  – княгининцам. В 2018-2019 учебном году на фоне традиционных знаковых мероприятий вуза: «Виват, Россия!», «Диалог культур», «Люкинских чтений», поэтического конкурса им. В.Г. Гузанова, «Дня поля» и других зародились и новые: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», поэтический конкурс им С.Н. Карасева, «Школа социального проектирования».

Участники вокального коллектива «Элегия» стали победителями Международных, Всероссийских и Областных конкурсов: «Хрустальное сердце мира», «Студенческая весна», «Серебряная россыпь», «Сияние талантов».  Студент СПО Института экономики и управления Амоян Амо представил вуз в областной акции «Военные песни у Кремля», посвященной Дню Победы.

Солисты танцевального коллектива «Бриз» были приглашены для участия в Международном конкурсе гала – концерте в г. Санкт-Петербург.

В 2018-2019 уч. году значительно обновлена материальная база для проведения спортивных занятий и секций. Установлена из 6 тренажеров современная  воркаут – площадка под открытым небом. Работа по ее совершенствованию и благоустройству продолжится и в предстоящем учебном году. Обновлен спортивный инвентарь (коньки, лыжи, тренажеры), приобретена спортивная форма с новым брендом по всем видам спорта, развиваемым в вузе.

Приобретена военная экипировка, учебные макеты для совершенствования работы военно – спортивного клуба «Гренадер» Института транспорта, сервиса и туризма», который в 2019 г. принял участие в работе Всероссийского спортивно-патриотического лагеря “Зимний десант”, организуемом  в г. Уфа Башкирским государственным педагогическим университетом.

Несмотря на это, есть вопросы, которые требуют систематического и планового решения – это совершенствование института кураторства, работы общежитий, профилактической деятельности, совершенствование студенческого самоуправления и ряд других вопросов.

 

Международная деятельность

Международная деятельность университета координируется Центром международных связей и развивается по трём основным направлениям:

  • Развитие академической мобильности студентов, путем прохождения зарубежных стажировок, практик, участия в научно-практических конференциях.
  • Развитие академического обмена в рамках образовательного, научного процессов, среди преподавательского состава.

 3) Расширение  сотрудничества  с  зарубежными вузами  и совершенствование языковой подготовки.

Всего на начало нового учебного года в НГИЭУ обучаются 114 иностранных студентов. В 2019 году приём иностранных граждан на специальности и направления Университета составил 27 человек, что в 2 раза больше, чем в 2018 году.

В целях гармонизации отношений, межкультурного взаимодействия, межнациональной толерантности, формирования идеологии по противодействию распространения терроризма и экстремизма в молодежной и образовательной среде в прошлом году впервые были проведены международный фестиваль «Неделя Средней Азии 2019» и товарищеский матч по баскетболу между иностранными студентами Университета и школьниками города Лысково на базе ФОК «Олимп» (г. Лысково).

В 2018-2019 г.г. были заключены соглашения о сотрудничестве с Университетом Сянтань (КНР), Институтом международной политики и экономики (г. Белград, Республика Сербия), Университетом Белграда (г. Белград, Республика Сербия), Университетом Нови-Сад (Республика Сербия), Объединенной профессиональной школой г. Славков-y-Брно (Чехия).

Подготовлен проект соглашения между Университетом Леона (Испания) и НГИЭУ о сотрудничестве. Проведены предварительные переговоры с представителем данного университета.

В сентябре 2018 года было подписано соглашение об академической мобильности с Университетом Прикладных Наук Вайенштефан-Триздорф (Германия) в рамках программы ERASMUS+.

В отчетный период сотрудники университета совершили свыше 10 выездов за рубеж для прохождения стажировок, участия в научных мероприятиях и др. Наиболее популярные направления выездов НПР – Польша, Германия, Чехия, Сербия и Китай. В 2019 году впервые группа из 5 студентов Университета посетит Китай, с целью годового изучения китайского языка.

За прошлый год Университет посетили 29 человек из Польши, Сербии, Чехии, Германии. В том числе обучающиеся теоретического лицея им. М. В. Ломоносова (г. Бельцы, Республика Молдова) и объединенной профессиональной школы г. Славков-y-Брно (Чехия).

 

Дополнительное образование

За 2018-2019 учебный год по программам дополнительного образования было обучено всего 1877 чел.  По внебюджету – 1752 чел., в том числе по программам профессиональной переподготовки – 150 чел. Общий доход за учебный год составил 3,5 млн. руб.

Реализовались более 50 программ обучения: программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и основные программы профессионального обучения.

Ведётся работа с центрами занятости населения по обучению граждан предпенсионного возраста. По данному направлению было реализовано 14 программ обучения.

Институтом дополнительного образования проводится активная работа по социально-профессиональной адаптации студентов. Проводятся ярмарки вакансий как организованные самостоятельно так и организованные членами регионального координационного совета по трудоустройству выпускников.

По данным центра занятости населения Нижегородской области и центров занятости муниципальных районов не один выпускник  2019 года  ГБОУ ВО НГИЭУ на 18 августа 2019 года на учёте не стоит.  Это говорит о том, что наши выпускники востребованы на рынке труда, а тем кто не находит своё рабочее место помогает институт дополнительного образования.

Бюджетное Финансирование в 2019 году утверждено в сумме 470 651 940 руб. (больше, чем в 2018 г. на 24 673 863 руб.), в том числе субсидия на выполнение государственного задания – 402 106 500 руб.,

Исполнение на данный момент составляет 65 % годового плана финансово-хозяйственной деятельности;

Запланировано получить доходов от осуществления внебюджетной деятельности в сумме     73 257 091 руб., (16 % от бюджетного финансирования) что на 10 % больше, чем в 2018 г.

На приобретение основных средств за счет внебюджетной деятельности  израсходовано 1 793 622руб.

Средняя заработная плата по университету за 6 месяцев 2019 г. составила 39 350,5 руб.

Средняя заработная плата ППС за 7 месяцев 2017 г. составила 63 260 руб.

Уважаемые друзья!

За прошедший год мы много сделали для повышения качества обучения и воспитания студентов, формирования социально-воспитательной среды университета, повышения комфортности обучения. Уверен, что нашему коллективу по плечу любые задачи, и мы будем двигаться только вперёд.

Нашей главной задачей, отражающей социальную миссию университета, по-прежнему остаётся обеспечение высокого качества образовательных услуг на любой ступени основного и дополнительного образования.

Приоритетными задачами на следующий учебный год и последующие годы в соответствии со стратегией развития университета предлагаю считать:

  • обеспечение форсированного развития университета как субъекта научно-методического, кадрового и технологического «прорыва» в развитии малых городов, сельских территорий на принципах цифровой экономики
  • создание положительного образа университета на региональном рынке образовательных услуг;
  • подготовку кадров, способных стать катализатором развития отраслей экономики региона;
  • обеспечение роста кадрового потенциала региона и формирование конкурентоспособной экономики региона;
  • создание условий для самореализации и раскрытия потенциала молодежи: ввод в эксплуатацию Центра детского цифрового образования IT-CUBE и Центра переподготовки преподавателей учреждений СПО «Учитель будущего»;
  • увеличение количества выпускников, работающих в сферах деятельности, на должностях, соответствующих полученному образованию в том числе – в рамках реализации Закона Нижегородской области от 26 декабря 2018 г. № 158-З «О мерах по развитию кадрового потенциала сельскохозяйственного производства Нижегородской области»;
  • приведение содержания образовательных программ в соответствие с перспективными потребностями хозяйствующих субъектов, органов власти и местного самоуправления Нижегородской области;
  • освоение выпускниками университета компетенций в области проектной, коммуникативной и ор­ганизационно-управленческой деятельности;
  • расширение номенклатуры образовательных программ, формирующих компетенции в области цифровой экономики, муниципального управления, информатизации, в том числе – обеспечения информационной безопасности организаций, энергоснабжения и энергосбережения, управления объектами ЖКХ;
  • создание организационно-педагогических условий для раннего включения обучающихся в процессы профессиональной и производственной адаптации;
  • создание условий для параллельного освоения обучающимися нескольких образовательных программ;
  • увеличение доли российских и иностранных студентов, обучающихся по договорам, в том числе – о целевом обучении, с полным возмещением затрат на обучение физическими лицами или организациями-работодателями;
  • увеличение собственных доходов университета, в том числе – за счёт коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и выполнения прикладных научных исследований по договорам с организациями и хозяйствующими субъектами;
  • оптимизацию финансовой системы, административных и учебно-вспомогательных должностей;
  • реализацию программы ресурсосбережения;
  • формирование бюджета развития университета