Положение о НИРС

Министерство образования Нижегородской области
  Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Нижегородский государственный инженерно-экономический институт

УТВЕРЖДЕНО
Ученым советом НГИЭИ
№10 от 2 июля 2008г.

Положение 
о научно-исследовательской работе студентов 
Нижегородского государственного инженерно-экономического института

1.   Общие положения
1.1.Настоящее положение разработано в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации, Положением о научной деятельности высших учебных заведений Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, Уставом Нижегородского государственного инженерно-экономического института (НГИЭИ), Государственными стандартами высшего и среднего профессионального образования.
1.2. Система научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в НГИЭИ как едином учебно-научно-производственном комплексе является неотъемлемой составной частью подготовки квалифицированных специалистов, способных творчески решать профессиональные научные, технические и социальные задачи, быстро ориентироваться в экономических ситуациях.
1.3. Комплексный характер НИРС предполагает последовательность усвоения и использования методов и техники выполнения научных исследований и реализации их результатов, преемственность научно-исследовательской работы по курсам и уровням образования, логичность усложнения методов, видов и форм научного творчества.

2.Цели и задачи НИРС в институте
2.1. Основной целью организации и ведения комплексной системы научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в институте является повышение уровня подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием посредством освоения студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них методов, приемов и навыков выполнения научных, исследовательских, конструкторских и других работ, развития их творческих способностей, самостоятельности, инициативы в учебе и будущей деятельности.
Обучение с целенаправленным систематическим участием в НИР есть способ формирования и развития у студентов творческого потенциала, ответственности, созидательной жизненной позиции. Система НИРС призвана наиболее полно обеспечивать индивидуальность подхода и дифференцированность при подготовке специалистов.
2.2. Основные задачи функционирования НИРС:
2.2.1. Создание предпосылок для воспитания и самореализации личностных и творческих способностей студентов:

  • содействие всестороннему развитию личности студента, формированию его объективной самооценки, приобретению социально-психологической компетентности навыков работы в творческих коллективах и научно-организационной деятельности;
  • развитие у студентов способностей к самостоятельным обоснованным суждениям и выводам;
  • создание через систему НИРС условий для отвлечения студентов от недостойных действий и приобретения вредных привычек, овладения методами рационального использования своего свободного времени;
  • предоставление студентам возможности испробовать при обучении свои силы в решении актуальных задач по различным направлениям науки, экономики, техники и культуры;
  • привлечение студентов к рационализаторской работе и изобретательскому творчеству;
  • организация благоприятных условий для развития и функционирования различных форм научного творчества молодежи, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте, результатах научных и научно-технических разработок, проводимых в целях совершенствования системы НИРС.

2.2.2.Осуществление органического единства обучения, научного творчества и практической деятельности студентов через:

  • обеспечение прав студентов на участие в научных исследованиях, практических разработках и техническом творчестве;
  • обогащение учебного процесса последними достижениями науки и техники, результатами научной и научно-технической деятельности вузов, в т.ч. использование при обучении результатов научных работ, полученных студентами;
  • совместное участие студентов, аспирантов, преподавателей и научно-методических сотрудников в выполнении исследований;
  • повышение уровня научно-исследовательской работы, включаемой в учебный процесс в различных формах;
  • создание условий для формирования высокопрофессиональной и творчески активной личности будущего специалиста и ученого;
  • привлечение студентов к участию в прикладных, методических, поисковых, фундаментальных научно-исследовательских, проектных и иных работах, как непременной составной части профессиональной подготовки специалистов;
  • индивидуализация обучения и интенсификация учебного процесса при соблюдении государственного стандарта высшего профессионального образования;
  • совершенствование существующих и поиск новых форм интеграции высшего образования с научной и производственной деятельностью в рамках единой системы научного, учебно-воспитательного и практического процессов;
  • создание условий для поддержания и развития научных школ и направлений в вузе в русле преемственности поколений в рамках познания и разработки определенных проблем.

2.2.3.Повышение массовости и результативности участия студентов в организационных и методических формах, мероприятиях НИРС:

  • развитие организационных форм НИРС, выполняемых во внеучебное время (сверх учебных планов);
  • прогрессивная эволюция тематики научных исследований студентов за счет выполнения работ по решению научно-технических задач, актуальных для общества и государства;
  • повышение результативности организационно-массовых, в т.ч. состязательных мероприятий НИРС;
  • расширение научного и творческого сотрудничества со студентами вузов зарубежных стран;
  • развитие мотивации и научно-творческой активности профессорско-преподавательского состава вуза в организации и руководстве научными исследованиями студентов;
  • выявление, обобщение, распространение и использование положительного и полезного в современных условиях отечественного и зарубежного опыта, новых организационных и методических форм и мероприятий НИРС;
  • поиск и совершенствование форм и методов привлечения, реализации источников финансирования по развитию НИРС.

2.2.4.    Воспитание, формирование и развитие у будущих специалистов:

  • владения основами методологии рационального и эффективного освоения и использования знаний, научной, научно-исследовательской и научно-технической деятельности на основе методики системного анализа;
  • умение вести научно обоснованную профессиональную работу на предприятиях и в учреждениях любых организационно-правовых форм;
  • способности использовать научные знания и быстро адаптироваться при изменении ситуаций и требований к своей деятельности и профессии;
  • владения современными методами и технологиями в области науки, техники, производства, методологией и практикой планирования и оценки рисков, выбора оптимальных решений;
  • готовности и способности к повышению квалификации и переподготовке, постоянному самообразованию и самосовершенствованию.

2.2.5.    Содействие развитию форм, методов и способов наиболее эффективного профессионального отбора студентов:

  • для дальнейшего профессионального обучения;
  • выявление наиболее одаренных и подготовленных студентов, имеющих выраженную мотивацию к научно-исследовательской деятельности, создание благоприятных условий для развития их творческих способностей;
  • содействие отбору способной молодежи для дальнейшего обучения в аспирантуре, работы на кафедрах и в научных лабораториях, пополнения научных и научно-педагогических кадров;

2.2.6.Содействие государственному и самостоятельному трудоустройству выпускников вуза:

  • привлечение студентов к участию в научной и практической работе коллективов, где требуются молодые специалисты;
  • создание и развитие молодежных творческих объединений;
  • содействие трудоустройству выпускников в соответствии с потребностями научных и производственных коллективов.

3. Принципы организации комплексной системы НИРС

  • Основным принципом организации системы НИРС в вузе является обеспечение ее комплексности. Комплексность НИРС предполагает последовательность и всесторонность усвоения и использования методов и техники выполнения научных исследований и реализации их результатов, преемственность научно-исследовательской работы по уровням (курсам) обучения, логичность усложнения методов, видов и форм научного творчества, к участию в котором привлекаются студенты.
  •  Научные работы выполняются студентами в ходе подготовки курсовых, дипломных проектов, учебно-исследовательских работ (УИР), других работ с элементами НИР, предусмотренных учебными планами, а также вне учебных планов во время работы в студенческом научном обществе; на кафедрах.
  •  НИРС ведется на всех курсах и организационных уровнях (кафедральном, факультетском, вузовском) учебного процесса.

3.4. НИРС осуществляется в различных организационных формах, среди которых можно выделить следующие:

  •  Учебно-исследовательская работа (УИР), предусматриваемая учебными планами отдельной строкой, например, курсовая работа.
  •  Включение элементов НИР в учебные занятия, задания, работы, предусмотренные учебными планами и программами.
  •  Дипломные проекты и работы научно-исследовательского характера.
  •  Индивидуальные научно-исследовательские работы студентов, выполняемые сверх (вне) учебных планов, в том числе такие, когда студент последовательно осваивает и углубляет постановку определенной проблемы под руководством одного преподавателя, специализируясь на его тематике в продолжение всего времени обучения в вузе.
  •  Привлечение студентов к выполнению госбюджетных и договорных НИР (по темпланам вузов, договорам с предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм, целевым и иным научным программам, инновационным разработкам, договорам о творческом содружестве, участия в научных экспедициях, грантах и т.д.).

3.5. Развитие основных форм НИРС осуществляется через проводимые на всех уровнях организационно-массовые мероприятия, такие как:

  • научные конференции;
  • конкурсы научных работ;
  • олимпиады по дисциплинам и специальностям;
  • смотры курсовых, дипломных, научно-исследовательских работ.

4. Организационная структура НИРС
4.1. Основными функциями органов, должностных лиц и подразделений института, несущих ответственность за НИРС, являются методическое и непосредственное руководство научно-исследовательскими работами студентов, формирование научной тематики, подбор руководителей научных работ, подготовка и проведение организационно-массовых мероприятий, осуществляемых в рамках системы НИРС на кафедрах, факультетах и в вузе.
Методическое руководство комплексной системой НИРС, организацию ее деятельности в соответствии с образовательными программами и Государственными образовательными стандартами ведут выпускающие и ведущие кафедры согласно разрабатываемым и утвержденным ими рабочим программам специальностей, специализаций, учебных курсов и дисциплин.
4.2. Ответственность за функционирование системы НИРС в институте непосредственно несет проректор по научной работе. Он осуществляет функции по организации, ведению и развитию системы НИРС в вузе.
4.3. Проректор по учебной работе вуза руководит работой деканов факультетов и заведующих кафедрами в части форм и видов НИРС, включаемых в учебные планы.
4.4. Деканы факультетов, заведующие кафедрами и преподаватели вуза обеспечивают выполнение студентами форм и видов НИРС, включенных в учебные планы, а в части форм НИРС, выполняемых сверх (вне) учебных планов, опираются на рекомендации Совета по НИРС вуза и на решения кафедр.
4.5. Оргкомитеты предметных олимпиад и конкурсов по специальностям, организационно-массовых и состязательных мероприятий системы НИРС вуза ведут свою работу под общим руководством проректора по научной работе.
4.6. Совет по научно-исследовательской работе студентов института (Совет по НИРС) и его факультетские секции создаются с целью организации широкого вовлечения студентов в творческий процесс изучения и освоения ими научных методов и навыков своей профессии и специальности, привлечения их к научно-исследовательской работе, выполняемой на кафедрах и студенческим научным обществом вуза, усиления влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач.

5. Функции Совета по НИРС, его секций и кафедр
5.1. Состав Совета по НИРС формируется из представителей студентов всех факультетов, проявивших склонность к научно-исследовательской работе, профессорско-преподавательского состава, активно участвующих в руководстве научной работы студентов, должностных лиц администрации, непосредственно отвечающих за организацию и ведение НИРС в институте.
Возглавляет Совет его председатель, которым является проректор по научной работе. Председателями факультетских секций Совета являются деканы факультетов. Для оперативного решения текущих вопросов в Совете образуется его президиум.
Состав Совета утверждается приказом ректора института и пересматривается по мере выбытия его членов.

  •  Важнейшими функциями Совета являются: обеспечение реализации целей, задач, форм и методов системы научно-исследовательской работы студентов в вузе; координация деятельности всех подразделений по повышению уровня постановки НИРС; разработка, принятие и систематическое обновление комплексных планов НИРС вуза; взаимодействие с органами координационного управления системой НИРС в регионе и в стране.
  •  Совет организует и проводит организационно-массовые и состязательные мероприятия, ведет выявление и развитие способностей творчески одаренных студентов, способствует стимулированию их участия в научной работе, проводит внутривузовские конкурсы.
  •  В функции Совета входит отбор и представление результатов научно-творческих работ студентов вуза на конференции, семинары, олимпиады, выставки, конкурсы различного уровня, проводимые в Российской Федерации и за рубежом, содействие направлению студентов и организаторов НИРС в творческие командировки.
  •  Совет рассматривает и отбирает лучшие работы студентов вуза и дает рекомендации по их использованию вне вуза, представляет студентов, успешно ведущих НИР, к переводу на индивидуальные планы обучения, ходатайствует о приеме способных к творческой работе студентов по окончании вуза в магистратуру и аспирантуру.
  •  Функции по организации и координации НИРС на факультетах осуществляются факультетскими секциями Совета по НИРС вуза. Их основными функциями являются разработка и реализация мер по совершенствованию системы НИРС применительно к условиям факультетов, подготовка и проведение «Недели науки», организация участия студентов факультетов в различных мероприятиях. Секции планируют, оперативно руководят, контролируют и анализируют проведение всех форм и видов НИРС на факультетах.
  •  Непосредственное научное и методическое руководство НИРС возлагается на кафедры. С первых курсов обучения преподаватели призваны готовить студентов к выполнению НИР. В соответствии с программами дисциплин они руководят работой студентов по выполнению НИРС, включенных в учебные планы. Примерно с третьего курса студенты могут вести самостоятельные научные исследования по тематике, формируемой кафедрами, прежде всего выпускающими. Преподаватели кафедр организуют и ведут научно-методическое руководство НИР студентов по всем разделам, формам и методам комплексной системы.

6. Материальное обеспечение НИРС

  •  Необходимые материальные затраты (на оборудование, энергию, материалы и др.), связанные с проведением научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, выполняемых студентами на кафедрах, в научных лабораториях, проводятся в установленном порядке за счет средств, поступающих в вуз из различных источников, от заказов на договорные работы и услуги, иных внебюджетных источников, в том числе и средств студентов.
  •  Формы и методы финансирования системы НИРС осуществляются вузом в соответствии с законодательными и подзаконными актами, нормативными, регламентирующими и рекомендательными документами соответствующих министерств и ведомств, его Уставом и конкретными условиями деятельности.
  •  Специальное (целевое) выделение средств на научную работу студентов и контроль за их расходованием на всех кафедрах и во всех других подразделениях вуза осуществляется ректоратом.
  •  Студенты, участвующие в научно-исследовательской работе, бесплатно пользуются оборудованием, приборами, вычислительной и иной техникой учебных и научных подразделений вуза.
  •  Вуз планирует и проводит организационно-массовые мероприятия системы НИРС за счет средств вуза, а также дополнительно привлеченных для этого ресурсов из законных источников. Финансирование проведения отдельных конкретных мероприятий может осуществляться за счет средств, выделяемых спонсорами.

 

7. Меры поощрения за участие в НИРС
7.1.Функционирование и развитие НИРС предусматривает совершенствование механизмов стимулирования студентов, участвующих в научно-исследовательской работе, преподавателей и сотрудников, организующих и руководящих научной работой студентов. Основными формами стимулирования являются:

  • учет результатов, полученных в процессе выполнения научной работы, при оценке знаний (зачеты, экзамены и т.п.) на различных этапах обучения;
  • выдвижение наиболее одаренных студентов на соискание именных стипендий, стипендий, учреждаемых различными организациями и фондами и т.д.;
  • представление лучших студенческих работ на конкурсы, выставки и другие организационно-массовые мероприятия, предусматривающие награждение победителей;
  • командирование для участия в различных отечественных и зарубежных научных форумах студентов;
  • рекомендации для обучения в магистратуре, аспирантуре;
  • финансовая и материально-техническая поддержка кафедр, лабораторий и научных коллективов, активно работающих в системе НИРС.
    • За успехи, достигнутые в научно-исследовательской работе и организации системы НИРС, студенты, профессорско-преподавательские и научно-технические работники могут награждаться почетными грамотами, дипломами, ценными подарками, премироваться денежными премиями, направляться для участия на престижных выставках, конференциях, конкурсах, олимпиадах.

Студенты, сочетающие активную научно-исследовательскую работу с хорошей успеваемостью, могут быть рекомендованы к поступлению в аспирантуру с предоставлением права преимущественного зачисления в нее при прочих равных условиях.